Что генеральному директору нужно знать о мультимедийных лонгридах?

Заказывая коммерческий лонгрид для своего бренда, не лишним будет разобраться, как все устроено. Узнать основные правила, термины, кто и как будет работать над лонгридом, и сколько это стоит.

Что такое лонгрид

Лонгрид, в узком смысле этого слова — длинный текст на 25 000 тысяч знаков и больше. Этого около 15-20 страниц формата А4, хорошо сдобренных фотографиями, графикой, видео.

В широком смысле слова, лонгрид — литературное произведение в Интернете, созданное по всем законам драматургии, с завязкой, развитием и эпилогом.

Этот формат возник относительно недавно. Первым примером лонгрида можно считать мультимедийный проект «Snow Fall» («Снегопад»), который сделали журналисты газеты The New York Times. С тех пор лонгриды часто называют «сноуфолами». «Snow Fall» — это история о погибших под лавиной лыжниках в Каскадных горах на территории США.

Почитать «Snow Fall»
Узнать, как его делали

«Snow Fall» получил свыше 100 000 тысяч лайков, его прочитали свыше 3,5 миллионов человек.

Составные части лонгрида

Технически лонгрид состоит из текста, фотографий, видео, графики, музыки. Все элементы взаимосвязаны, могут идти либо последовательно, друг за другом, либо параллельно основной истории повестования. Для журналиста важно выстроить сюжет, поэтому в лонгриде можно применять любые форматы — интервью, мнение экспертов, фотографии с места событий, комментарии очевидцев, инфографику, ч/б хронику и так далее.

Лонгрид требует особой «упаковки». Это отдельная, широкоформатная страница. После сноуфола The New York Times появились специальные сервисы для оформления лонгридов. Можно использовать и ПО типа Adobe Muse.

Правила работы над лонгридом

Хорошо сделанный лонгрид — это единое мультимедийное произведение. Своего рода «Игра престолов» в мультимедиа-журналистике. Не случайно мультимедийные лонгриды создают по кинематографическим законам. Основой является правильная драматургия. Какими бы хорошими не были текст, инфографика, фото, видеосъемки — без сюжета, без конфликта и других обязательных элементов мультимедийный лонгрид не получится.

Начинать создание лонгрида нужно с идеи. Идея — душа произведения, основная задумка. Затем нужно придумать название лонгрида. Древняя мудрость гласит — как корабль назовешь, так он и поплывет.

Следующий этап — сбор материалов для лонгрида и обработка. Параллельно автор выстраивает сюжет лонгрида и ищет недостающие материалы. Либо реконструирует события, если не хватает фотографий или видео.

Сюжет лонгрида строится точно так же, как если бы это было литературное произведение или кинофильм. Обязательные элементы — экспозиция, завязка, развитие, перипетии и усложнения, кульминация, развязка и финал. Все эти элементы прописывают в сценарии лонгрида.

Сюжет — это повествование о событиях с упором на причинно-следственную связь. Например, вы сели в машину, повернули ключ в замке зажигания, поехали по двору и выехали на дорогу. Это фабула, то есть простое перечисление событий. А если вы сели в машину, повернули ключ зажигания и машина взорвалась — это сюжет.

Основной двигатель сюжета — конфликт. Возьмем, для примера, военную операцию России в Сирии. То, что мы туда отправились — стечение обстоятельств. Причин много — ИГИЛ, Асад. Но если копнуть поглубже, появляется конфликт. 22 июня 1941 года, в день нападения фашистской Германии на Советский Союз, газета «Правда» на первой полосе дала заметку об ожесточенных боях на территории Сирии между агличанами и французами. То есть Сирия — это своего рода Quake Arena, на которой ведущие мировые державы ведут бои ( военные, дипломатические) уже десятки, а может, и сотни, лет.

Следующий шаг — сборка лонгрида в соотвествии со сценарием. Это больше техническая работа, нежели творческая. Какими бы ни были продвинутыми сервисы для сборки лонгридов, у них есть, условно, 25 блоков, из которых собирают лонгрид. А используют в реальности не больше 5 блоков. Поэтому в составе команды лонгрида обязательно должент быть программист, который сделает так, как нужно по сценарию, а не исходя из куцых возможностей сервиса для сборки лонгридов.

Команда лонгрида

В команду лонгрида обычно входят продюсер, журналист, программист, дизайнер, фотограф. При необходимости продюсер может нанимать режиссера, звукорежиссера, различных специалистов и помощников журналиста. Это если мы замахнулись на лонгрид уровня «Игры престолов». Для лонгрида попроще достаточно команды из трех человек — журналиста, программиста и дизайнера.

Стоимость лонгрида

Цена на мультимедийный лонгрид начинается от 200 000 рублей и выше. Простой лонгрид, с фотографиями, стоит от 60 000 рублей и выше. Для сравнения — размещение рекламной статьи на популярном ресурсе «LIfehacker» стоит 80 000 рублей.

Вот такая небольшая памятка руководителю компании, чтобы представлять, как будет работать диджитал агентство или студия контента, которую вы наймете для создания лонгрида.

Примеры лонгридов

Российские:

День, когда началась война. Лонгрид Коммерсанта.

Всем миром. Лонгрид Первого канала.

Зарубежные:

Краткая история небоскребов. Совместный проект The New York Times и канадского режиссера Катерины Чижек.

История фубольных мячей. Лонгрид The New York Times

Об авторе

Андрей Байкалов